История одной стратегии

30 марта в Администрации города Феодосии проходило установочное совещание по вопросу разработки стратегии города Феодосии до 2030 года.

Было сказано много слов про своевременность и необходимость этого документа аж с точки зрения Федерального законодательства.

Различные эксперты предлагали принципиально разные подходы. С одной стороны было предложение создать простой документ объёмом не более 3х страниц, чтобы был понятен любому горожанину. Оппоненты заявляли о невозможности такого решения и настаивали на разработке документа по всем правилам административно-бюрократических стандартов (чтобы все точки над i, чтобы ни один комар…).

Что будет дальше не очень понятно, но было принято решение разделиться на группы по направлениям. Вообще похоже было, что все просто познакомились.

Конечно в процессе знакомства не обошлось без прений. В частности от Координационного молодёжного совета был поднят вопрос безопасности стратегии, как таковой, её жизнеспособности по завершении создания. Что с ней будет после того, как её утвердят? Хотелось бы верить, что все тут же примутся реализовывать эту стратегию пункт за пунктом, словно по инструкции.

Но от себя хочется рассказать одну весьма поучительную историю одной очень крутой стратегии. Поехали.

Живая стратегия

Вернёмся в 2011 год. Перенесёмся на 2000 км северней Крыма. Город Самара. Мегаполис, население 1,5 млн, метро, трамваи, троллейбусы, куча ВУЗов, центр космонавтики, центр Самарско-Тольяттинской агломерации, производством пропитано всё, транспортный узел, город на Волге.

Картинки по запросу азаров дмитрий игоревич

Знакомьтесь, это глава городского округа, Дмитрий Игоревич Азаров.

Стремительная политическая карьера — за 4 года в мэры одного из крупнейших промышленных городов страны указывает на хорошие связи, но не в этом дело.

При Азарове в 2011 году компания Урбэкс-развитие начинает разработку городской стратегии. Не будем грузить читателя деталями, возьмём знаковые показатели из самой самарской стратегии:

  • 3600 — горожан участвовало в работе над стратегией;
  • 460 — экспертов науки, культуры, бизнеса, гражданского общества привлекались для консультаций;
  • 29 — специализированных исследований проведено в течение 2011-2012 годов;
  • 60000 — страниц статистической информации проанализировано в период 2011-2012 гг;
  • ??? — миллионов рублей (боимся назвать заниженную цифру, но постараемся выяснить точно) было потрачено на разработку стратегии и проведение различных семинаров, форумов, сессий.

Итогом всей этой титанической работы стали два формата документа стратегии города: на 28 страницах и как положено по бюрократическо-догматической схеме на 345 страницах.

 

Презентация и этап продвижения пришлись на 2014 год. Уровень поддержки стратегии был беспрецедентным, со стратегией знакомились ученики в школах, студенты в ВУЗах, все, кто хотел получить гранты, согласовывали свои бизнес-планы со стратегией. Так что было ясно — документ своевременный, почва готова, процесс пошел, реализация началась.

Крах

И тут Дмитрий Игоревич Азаров по инициативе тогдашнего губернатора Меркушкина отбывает сенатором в Совет Федерации. Конечно это скачек в карьере господина Азарова, да и не беда — на его месте остался соратник Александр Борисович Фетисов. Но он остался там ненадолго. Как только стало ясно, что господин Фетисов на месте не задержится, у стратегии сразу начались проблемы. Всё закончилось, когда на место главы округа был назначен Олег Фурсов.

Не будучи связанным никаким обязательствами по реализации городской стратегии, господин Фурсов про стратегию просто забыл. Забыло про стратегию и министерство экономического развития, так рьяно продвигавшее её при Азарове — не было ни одной встречи без участия экспертов или руководителей из этого органа.

Короче «забвение» — вот какова судьба этого замечательного документа, который на пике своей славы стал для людей буквально идеей Самары (собственно этим он и должен был быть).

Сейчас сайт стратегии не поддерживается (проверьте сами http://www.samara2025.ru/). Спасибо вэб-архиву, можете посмотреть, как сайт выглядел в 2014 году посмотреть архив. Телефоны не отвечают, группы в соцсетях не поддерживаются.

Там даже был организован проектный центр, где каждый житель города мог зарегистрировать свой проект, обсудить его со специалистами, получить профессиональную помощь в доработке, чтобы потом задать вопросы любым людям из власти на стратегической сессии (на ней присутствовали представители из всех департаментов) и получить деньги на реализацию проекта в одном из широко представленных в Самаре фондов, а то и от Министерства финансов, если проект признавался прорывным.

Стратегические конвульсии

Столь высокий взлёт, столь низкое падение в пустоту. Вы даже не можете себе представить масштаб попыток разработчиков стратегии спасти своё дитя. Они пытались привлечь частных инвесторов, пробовали объединить вокруг себя людей, занимавшихся разработкой и продвижением стратегии, чтобы создать проектный центр, коммерциализировать свою деятельность и попытаться на городских сообществах и бизнесе протащить реализацию стратегии.

Но было поздно. Вернее сделать это было невозможно. Слишком глобальный документ был создан, реализация которого всецело зависит от воли властей.

Что теперь

Здесь писать не о чем. Теперь у главы города есть «бамачка», наличие которой положено по ФЗ. Он всегда может её показать проверяющим органам, чтобы… Но развитие города как было хаотичным, так и осталось по сей день. Улучшения имеют локальный характер, а вот грязи во дворах, подъездах и в Волге-матушке как было много, так и осталось. Плюс ко всему, очередной и очень огромный слой активных граждан разуверился в какой-либо способности властей к нормальному диалогу и развитию.

К Феодосии

Хотелось бы, чтобы власти поняли — самарский сценарий нам не подходит. В Самаре 1500000 жителей, мощная промышленность, куча бизнеса, устоявшаяся экономика (операции наличкой там практически не существуют, всё по безналу. Предприниматели понимают, что от налогов им не деться, и, хотя в оптимизированном виде, но налоги платят), куча ВУЗов, огромные вливания из федерального центра в градообразующие предприятия типа «ЦСКБ-Прогресс».

Короче это совершенно другая история. И то, что горожане простили местным властям в Самаре, в Феодосии никогда не простят. В Самаре можно легко найти ещё 5-10 тысяч активных горожан, не слышавших про всю эту историю, чтобы всё реанимировать. А вот в Феодосии такой фокус не пройдёт.

Так что нам следует сразу определиться, собираемся мы создать стратегию для галочки или настоящую стратегию развития города? И нужно быть здесь честными перед всеми. Нужно чтобы просто был документ? Без проблем, пусть будет, это тоже нужно. Но тогда пускай это будет просто тихая кабинетная работа людей, для которых это — работа.

Только горожан не стоит волновать, не следует брать кредиты, которые не предвидится возвращать. Не нужны всякие там форумы, сессии, слушания. Насколько это возможно — следует избегать всех этих движений.

Но если нами движут чувства любви к своему городу, если администрация готова не испугаться и взять на себя долгосрочные обязательства (любая стратегия это предполагает, особенно до 2030 года), то феодосийцы не просто помогут, а станут локомотивом реализации стратегии Феодосия2030.


Автор статьи принимал непосредственное участие в работе над стратегией Самара2025, занимался её продвижением, руководил транспортно-логистическим направлением на самарской стратегической сессии.

Добавить комментарий